Стадии ритуала
В иудаизме принято делить траурное время на анинут (до погребения) и авелут (с момента, когда похороны окончены). Принято, чтобы возле умерших вплоть до окончания анинута кто-либо постоянно находился. Люди могут меняться, но хоть кто-то должен быть поблизости. Сопровождающий читает псалмы Давида (Теилим), зажигает свечи.
Все близкие, занятые в погребальной процедуре, вправе:
- не выполнять тяжёлую работу;
- прекратить чтение молитв;
- отказаться от освящения пищи.
Иудейский канон запрещает проводить вскрытие усопших. Тела полагается хоронить в том виде, в каком человек скончался. Исключение делается для случаев явно умышленной смерти или при неочевидной причине смерти (если человек не был в преклонном возрасте, не болел). В Израиле вскрывают тела вовсе в единичных случаях — для этого требуется прямое разрешение главного раввина страны.
Тот же принцип иудаизма запрещает мумификацию и кремацию. Бальзамировать трупы и даже наносить на них декоративную косметику религия не запрещает, но очень настоятельно рекомендует этого избегать.
Ещё один принцип — хоронить как можно скорее. В идеале стараются прощаться с покойными в день их смерти, если это возможно.
Таара
Обряд омовения тела символически выражает очищение от грязи и приближение к божественному началу — именно такой финал жизни считается наиболее достойным. Ритуал должны выполнять только глубоко верующие иудеи — мужчины или женщины, в зависимости от того, кто умер.
Очень важно глубокое уважение умерших. Мало просто омыть тело полностью — при этом нельзя вести любые разговоры, не относящиеся к делу. Даже если покойники чистые и опрятные, надо использовать минимум 20 литров воды комнатной температуры. Кровь и всё, что отделилось от трупа, собирают, чтобы соблюсти принцип целостности тела. Считается, что даже небольшое количество незахороненного обесценивает весь ритуал. Когда таара подошла к концу, веки прикрывают черепками глиняных сосудов или горками земли. Монетами пользуются реже.